"Нет ничего легче, как оказаться несправедливым к Милану и составить о нём вовсе неверное представление... Нетерпение мешает увидеть Милан, и едва ли путешественнику запоминается здесь что-либо, кроме радостного итальянского неба, раскинувшегося над крышами домов и белыми стрелками Дуомо... Путешественнику, возвращающемуся на север из Рима или Венеции, Милан кажется европейским городом средней руки, лежащим вне пределов истинной Италии и связанным с нею лишь слабой связью. Не без усилия заставляет он себя быть внимательным к миланскому художественному прошлому, вновь обращающему его мысли и чувства к тому, с чем он однажды простился. Чтобы избежать таких впечатлений, надо не быть в Милане проездом, но хотя бы немного жить в нём. Надо остеречься пребывания в банальных отелях, вблизи вокзала, и поискать себе пристанища где-нибудь в сердце старого города - на пьяцца Фонтана, например, где всю ночь журчит вода Сирен и до утра не смолкают канцоны и арии сограждан Ла Скала, расходящихся по домам из маленьких театров и скромных кафе. И главное, не надо торопиться... Пребывание в Милане, может быть, научит примириться и с итальянской современностью. Всем нам, гостям Италии, давно бы следовало вменить это себе в обязанность. Глядеть на итальянские города только как на музеи... значит грешить против гостеприимства, которое нам всем оказывает страна и нация. Эта нация живёт, дышит, существует; у неё есть не только прошлое, но и настоящее. Мы должны принять его, должны найти в себе такт не противопоставлять современную Италию Италии прошлого, иначе мы не будем достойны ни той, ни другой ..." А вот как отзывался о миланцах : "... миланские обитатели являют соединёнными два качества, которые я никогда не встречал вместе и в такой степени: ясность ума и доброту сердца.". В другом месте он пишет, что тосковать по Милану его заставляет "общий дух нравов, естественность в обращении, доброта и то величайшее искусство быть счастливым, которое здесь столь широко распространено и которое здесь тем более очаровательно, что милые люди сами и не подозревают о существовании такого искусства, при том труднейшего из всех".
|