НАПРАВЛЕНИЯ И МАРШРУТЫ  > Греция

Парос > История острова

 

По легенде, первым жителем острова был миноец Алкеос, который построил первый город на месте современной Парикии. В древности Парос играл важную роль, будучи морским форпостом минойцев (критская цивилизация) на кикладском архипелаге. Именно через этот остров проходили морские пути, по которым перевозили ценные минералы и различные товары в Египет, Вавилон, Ассирию и на Балканы. Важность военного и торгового положения Пароса подчёркивает и тот факт, что критяне называли остров "Миноа". Этой чести удостаивались только те города, где проживали минойские цари.

После упадка минойский цивилизации на Крите остров захватили ионийцы, им на смену пришли аркадийцы (выходцы из Аркадии - красивой горной местности на Пелопоннесе) во главе с лидером по имени Парос. Они были вынуждены покинуть родную Аркадию в связи с приходом туда воинственных дорийцев (подробнее см. Пелопоннес).

Несмотря на свой немногочисленный состав, аркадийцы оказали огромное влияние на развитие острова, который с тех пор носит имя Пароса. От браков аркадийцев и ионийцев появилась новая раса умных, смелых и очень активных людей, которые почитали богиню Деметру, чей храм занимал самую высокую точку Акрополя Парикии. На этом месте в настоящее время расположена церковь Св. Константина.

Постепенно Парос превратился в торговое государство и к VIII в. до н.э. стал сильной морской державой, контролирующей морские пути Эгейского моря. Славе острова также способствовал знаменитый паросский мрамор. Даже в конце XIX в. здесь всё ещё существовало производство и печатались собственные монеты для оплаты труда рабочих. Местное сообщество называлось "маленькая Европа", т.к. здесь работали инженеры со всего мира, включая греков и армян.

Дальнейшая история Пароса ещё более необычна и интересна. Достаточно сказать, что, благодаря значительному приросту своего населения и увеличению его богатства, остров начал заниматься нелегальным пиратством. Постепенно Парос превратился в известный на весь мир центр работорговли. В 708 г. до н.э. пароссцы колонизировали остров Тасос (Северная Греция), который был известен своими минералами. Возглавил этот процесс отец Архилохуса - знаменитого паросского поэта, юность которого прошла в пиратских набегах и рейдах, а зрелость принесла славу и признание современников.

Парос основал много и других колоний, в числе которых был город Парион (современный г. Кемер в Турции) и город Парос в Далмации (современный г. Хвар в Хорватии). Тем не менее, вскоре начинается борьба с аристократическим государством соседнего о. Наксос. Конфликт по своей сути являл собой борьбу за власть в Эгейском море между паросской демократической системой и олигархическим правительством Наксоса. Тем временем на арену истории выходят персы, покоряющие одно за другим государства Малой Азии и Эгейского моря. Несмотря на просьбу о помощи со стороны Наксоса, Парос встаёт на сторону персов и превращается в их базу в Эгейском море.

Во время персидской компании против континентальной Греции в 490 г. до н.э. пароссцы выступили на стороне персидской армии и потерпели поражение в знаменитой битве при Марафоне.

Афиняне так никогда и не простили Парос за предательство и после победы при Марафоне отправили на остров флот Мильтиадиса для захвата и порабощения его жителей, но легендарный полководец не смог решиться на выполнение этой задачи, хотя его флот уже стоял в бухте Парикии. Это привело к провалу афинской компании.

Пароссцы снова выступили на стороне персидского царя Ксеркса во время следующего похода на Грецию. Снова персы потерпели поражение, теперь уже в битве при Саламине в 480 г. до н.э. и в битве при Платеях через год после саламинского сражения. Разгневанные Афины отправили на Парос эскадру во главе с Фемистоклом, который заставил пароссцев покориться власти Афин и превратил остров в союзника афинян.

В 338 г. остров перешёл под контроль македонского государства, но после смерти Александра Македонского попал под власть Птолемеев (Египет). В 145 г. до н.э. на смену египтянам приходят римляне, которые развивают торговлю паросским мрамором, ставшим к этому временем самым любимым материалом всемирно известных скульпторов. Многие архитекторы и ваятели использовали только этот мрамор и заказывали его в больших количествах, тем самым увеличивая добычу ценного камня, перекрывшую знаменитые каменоломни Пендели около Афин.

С началом христианской эры роль Пароса и его жизнь кардинально изменяются. Достаточно сказать, что христианство пришло на этот остров достаточно рано - во II в. н.э., о чём свидетельствуют найденные здесь первые христианские могилы и другие реликвии. Здесь уже существовали епископы, упоминание о которых встречается в различных источниках и рукописях.

После многочисленных набегов гуннов и славян на остров пришли византийцы, чьё правление отмечено строительством знаменитой церкви Экатодапильяни, чья история окружена многочисленными легендами и сказаниями (подробнее см. раздел церкви и монастыри).

В строительстве церкви широко использовался древний паросский мрамор, что придавало храму особую торжественность и величие. Для тех времён эффект созданного был настолько силён, что храм оказал решающее влияние на души и мысли не только местных жителей, ставших последователями христианской веры, но и прославил остров далеко за его пределами.

В X в. остров стал фактически необитаемым, он был покрыт густыми лесами, где жили дикие животные. В начале XIII в. сюда пришли венецианцы во главе с Марко Сануди - родственником дожа Генри Дандоло. Сануди захватил соседний Наксос и возобновил добычу мрамора на Паросе, он также построил в Парикии одноимённый замок и перестроил церковь Экатодапильяни. На смену Сануди пришла семья Сомарипи, за ними - турки, захватившие также кикладские острова Андрос и Милос. В результате население Парикии вынуждено было бежать с острова, а Наусса снова превратилась в один из пиратских портов, после того как Барбаросса разрушил до основания Парикию. Только с приходом франков в XVI в. Парос постепенно начал восстанавливать своё былое величие. В течение второго периода турецкой оккупации пароссцы смогли договориться с турками о снижении высоких турецких налогов и сохранить свою экономику.

Во время венециано-турецких войн XVII в. острову был нанесён серьёзный ущерб, особенно отличился венецианский главнокомандующий Морозини, который начал систематическое преследование ортодоксальных христиан острова. В это время были также уничтожены оливковые и виноградные плантации, а бухты снова стали пристанищем пиратов и искателей приключений. В результате в XVII в. Наусса превратилась в самый большой пиратский центр Эгейского моря.

В XVIII в. туркам удалось изгнать пиратов с острова и сделать Парос своей морской базой, находившейся под командованием адмирала турецкого паши. Но во время русско-турецкой войны Парос был освобождён от турков и в 1770-1777 гг. превратился в морскую базу российского флота под командованием графа Орлова и Свиридова. На службе у русской армии был также офицер с о. Миконоса - Антониос Псаррос. В те времена на острова находилось около 4000 российских солдат и 1000 моряков, не считая 12 000 албанцев и 3000 греков. На острове также находились беженцы с Пелопоннеса, которые вынуждены были покинуть родные земли из-за неудавшегося восстания против турков.

Тем не менее, когда началась революция 1821 г., Парос не принял участие в национально-освободительном движении. Среди возглавивших его добровольцев был Манто Маврогенус, которого часто считали выходцем с о. Пароса, но он был жителем о. Миконос. После победы революции Парос стал частью Греции.

Подписаться на рассылку
Copyright © 2000-2006 ZET-TOURSИспользование текстов и фотографий с сайта допускается только
после письменного разрешения компании ЗЭТ-ТУР.
Главная  |  О компании  |  Для клиентов  |  Направления и маршруты  |  Спецпредложения  |  Мнения  |  Вопросы и ответы  |  Эксклюзив  |  Полезные советы  |  Новости

Rambler's Top100 Яндекс цитирования