НАПРАВЛЕНИЯ И МАРШРУТЫ  > Греция

Родос > История острова

 

История Родоса богата различными событиями, что объясняется его географическим положением между Европой, Азией и Африкой. Из глубокой древности интересен тот факт, что жители острова - Телкины - обладали некой мистической силой, некоторые даже считали их демонами. Телкины умели обращаться с металлом, поэтому трезубец Посейдона и меч Кроноса делали именно они. С ними же связано появление первых бронзовых статуй богов Олимпа. Впоследствии телкины были вытеснены гелиадами - детьми Гелиоса и нимфы Родос. Тем не менее, исторически считается, что первыми жителями острова было племя "кариан", пришедшее сюда из Малой Азии. Позже здесь появились финикийцы (с берегов современного Ливана), которые привезли сюда первый в мире алфавит. Но первые доподлинно известные упоминания Родоса в истории Восточного Средиземноморья связаны с минойской цивилизацией на Крите, чьи эмиссары мирно жили на острове, основав здесь свои поселения (обнаружены в районе Ялисоса и Камироса). Впоследствии, после падений минойской цивилизации на Крите, сюда пришли ахейцы из Микен, Арго и Аттики (около 1400 г. до н.э.) основавшие здесь сильное государство, простиравшее своё влияние на близлежащие острова и большую прибрежную часть Малой Азии (современная юго-западная часть Турции).

С появлением воинственных дорийцев, пришедших на смену ахейцам и к тому времени уже захвативших Пелопоннес, много эгейских островов и южную часть Турции, особое развитие получили уже упоминавшиеся города Линдос, Ялисос и Камирос. Родоссцы под предводительством Тлеполемоса - сына Геракла - принимали участие в Троянской войне и привели к стенам Трои девять кораблей.

Близость азиатской цивилизации и знакомство с её традициями обогатило культура греческих островов Додеканисы и близлежащей Ионии (юго-западная часть Турции). Родос, как и континентальный Милетус и Эфес, стали важными культурными центрами древности. Благоприятствовало этому бурное развитие торговли и накопление достаточных средств, чтобы тратить их на объекты культуры, удовольствия и размышления над смыслом бытия. Именно в Милетусе зародилась греческая философия, известная впоследствии как ионическая школа, и именно греками был основа ещё один европейский философский центр - город Кротона в Калабрии, давший толчок развитию итальянской школы в философии.

Родос (а точнее, три уже упоминавшихся выше города) основали множество колоний в Малой Азии, Европе и на Сицилии, а также вели успешную торговлю с соседними землями и государствами. Достаточно упомянуть только несколько из них: Парфеноп (современный Неаполь), Роди (современная Роза в Испании), Фаселе и Коридала в Ликии (современная южная часть Турции, район Анталии).

Чуть позже, в классический период, Линдос, Ялисос и Камирос вместе с другими дорическими городами Кос, Книдос и Галикарнасус основали так называемый Дорический Гексаполис или федерацию шести городов, которая носила политический и религиозный характер. Центром являлось святилище Аполлона Триопийского, которое находилось в Гнидосе. Таким образом, Гексаполис был некой копией федерации ионических городов, существовавшей рядом с ними на континенте и имевшей свой религиозный центр в знаменитом храме Артемиды Эфесской.

Позднее, в V в. до н.э., Родос попал под влияние персов, затем - афинян, потом объединился со спартанцами. В период Пелопоннесской войны на стороне спартанцев, по инициативе сына олимпийского чемпиона - Диагораса - а 408 г. до н.э. было основана новая столица на северо-восточном побережье острова. Её назвали Родосом, как и сам остров. Город был очень красив, поэтому сразу же стал знаменитым. Позднее, не вступая в союз с македонцами, Родос разрешил им разместить у себя большой гарнизон, что помогло впоследствии Александру Македонскому захватить Тир (современный Ливан).

После крушения македонской империи Родос стал развивать политические отношения с Птолемеевским Египтом, что не понравилось сирийскому царю. Результатом стал поход его сына - Деметриуса Полиоркетеса - на Родос с целью его захвата и подчинения власти Сирии. Через год осады известный полководец был вынужден покинуть остров, оставив у стен его городов свои знаменитые осадные орудия, которые были тут же проданы родоссцами другим народам. На вырученные деньги жители острова построили знаменитую гигантскую бронзовую статую Гелиоса, которая стала одним из чудес света - знаменитым родосским Колоссом. Каждый день Колосс встречал заходящие в бухту Родоса или покидающие её корабли, освещая своим факелом море далеко за пределами острова.

После падения своего основного торгового соперника - Тира в Финикии - Родос достигает невероятного процветания. Более того, именно родоссцам морское права обязано появлению первых в мире правил поведения на море, которые назывались "Международный Морской Закон родоссцев". Слава его простиралась по всему миру, а знаменитый римский император Антоний сказал об этом законе следующие слова: "Я могу управлять миром, но родосский закон управляет морем".

Позднее, как ни пытались родоссцы дружить с Римом, им всё-таки пришлось подчиниться их власти. Поводом послужил отказ Родоса принять участие в войне римлян против Персея - наследника Филиппа V Македонского, после чего Рим пообещал провозгласить порт Делос, принадлежавший в то время родоссцам, портом свободной торговли, что нанесло бы большой урон экономике Родоса. Результатом стало подписание договора между Римом и Родосом о том, что последние будут иметь тех же самых друзей или врагов, что и Рим. Фактически это означало постоянные войны на стороне римлян, что не могло не привести в упадок экономику острова. В довершение всего родоссцы отказались оказать поддержку Кассию после смерти Юлия Цезаря. То привело Кассия в такую ярость, что результатом стало покорение Родоса и исчезновение более 3000 предметов искусства, украшавших остров.

История христианства также не могла обойти Родос стороной. Апостол Павел проповедовал в Линдосе с 58 г. н.э. и окрестил много местных жителей. Позднее епископ Родоса принимал участие в знаменитом Первом Никейском Соборе, что подчёркивает особую важность местного христианского сообщества. Город Родос впоследствии стал столицей Византийской островной епархии.

Примерно в XI в. были установлены прямые контакты с западными странами, которые теперь являются частью Европы. В 1082 г. венецианцы, с разрешения византийского императора, основали на острове свою первую торговую миссию.

В 1191 г. король Ричард Львиное Сердце вместе с Филиппом французским прибыли на Родос с целью получения пожертвований на свой очередной крестовый поход в Святую землю. После захвата Константинополя, который считался в то время самым красивым, утончённым и культурным городом мира, крестоносцы начинают насаждать собственные, далёкие от мирной жизни, порядки. Один из них, Лео Гавалас объявляет себя деспотом (правителем) Родоса, а венецианцы ограничиваются только торговыми делами. В 1261 г. византийская династия правителей возвращает себе Константинополь и, теоретически, Родос. Реально же остров остался под контролем генуэзских адмиралов, чей флот так и остался на острове. Один из таких адмиралов, Виньоло Виньоли, продал Родос, а также соседние острова Кос и Лерос рыцарям ордена Иоанна Иерусалимского. Это случилось в 1309 г., с тех пор Родос находился под контролем иоаннитов в течение 213 лет.

Орден рыцарей-иоаннитов был создан в Иерусалиме купцами г. Амалфи (недалеко от Неаполя). Название иоанниты происходило от имени патрона ордена - Иоанна Предшественника (крестившего Христа в водах реки Иордан) - основного святого, которому поклонялись все члены созданной организации.

Элита ордена происходила из знатных аристократических семей Европы, все они при вступлении в новую организацию давали обет целомудрия, веры и бедности, становясь фактически монахами без принадлежности к какому-либо монастырю.

Изначально главной миссией этого благотворительного братства являлась помощь и защита паломников, приходящих в Святой город. Реальные же цели ордена были далеки от милосердия. Уже в 1099 г., когда крестоносцы захватили Иерусалим, орден превратился в настоящую военную организацию под контролем церкви. История этого ордена заслуживает отдельной главы, поэтому мы только кратко расскажем о той её части, которая была связана с Родосом. В 1187 г., когда в Иерусалим пришли мусульмане, орден иоаннитов переехал в Акр на север Палестины, оттуда - на остров Кипр, где им был отдан Лимассол. Через 18 лет рыцари покинули остров и переехали на Родос. Через 213 лет после полугодовой осады острова Сулейманом Великолепным рыцари были вынуждены отдать ему остров, после чего по протекции Папы римского иоанниты нашли новое убежище на острове Мальта, где они стали известны под именем мальтийских рыцарей, а орден с тех пор стал называться мальтийским.

История иоаннитов, связанная с Родосом, является самой яркой страницей в биографии ордена. В это время орден достиг небывалого расцвета, его влияние распространялось на близлежащие земли и г. Смирну в Малой Азии (современный Измир). Рыцари оставили немало свидетельств своего присутствия на Родосе и придали острову те черты, которые сегодня составляют его особый колорит и неповторимость: средневековые крепости и дворцы, зубчатые высокие стены, средневековые госпитали, гостиницы, а также многое другое. Нельзя не отметить тот факт, что членами ордена являлись, в большинстве своём, выходцы из современной Франции, поэтому 14 из 19 магистров ордена были французами.

С приходом турков на остров начинается самый тёмный период в его истории, как и в истории других греческих островов. Тем не менее, именно Родос стал столицей созданного турками "вилайета" (провинции) эгейских островов, и именно в г. Родос находился Генеральный Администратор. Всё это свидетельствует о том, какую важную роль отводила этому острову новая власть и какой гениальной способностью договариваться обладали жившие здесь многочисленные евреи. Родосским купцам не препятствовали продолжать торговать с соседними островами и близлежащими странами, а г. Линдос вообще процветал и превратился в некий полу-индустриальный центр острова. Турецкая оккупация продолжалась до 1912 г., когда Родос освободили итальянцы, конечно, не без помощи греков, надеявшихся на союз с Италией. Но итальянцы проявили себя настоящими экспансионистами, чему способствовало зарождение фашизма и его теории господства над другими народами. Любое сопротивление греков подавлялось, и только после прихода на остров англичан 7 марта 1948 г. над островом был поднят греческий флаг.

Подписаться на рассылку
Copyright © 2000-2006 ZET-TOURSИспользование текстов и фотографий с сайта допускается только
после письменного разрешения компании ЗЭТ-ТУР.
Главная  |  О компании  |  Для клиентов  |  Направления и маршруты  |  Спецпредложения  |  Мнения  |  Вопросы и ответы  |  Эксклюзив  |  Полезные советы  |  Новости

Rambler's Top100 Яндекс цитирования